21 ноября 11:38
Автор: admin Рубрика: Тепловозы Комментариев нет

Тепловоз 2ТЭ116

Тепловоз 2ТЭ116

В 1971 году на Луганском (Ворошиловградском) тепловозостроительном заводе, совместно с другими предприятиями железнодорожного направления, построен новейший магистральный тепловоз 2ТЭ116, на который возлагались большие надежды в МПС СССР в рамках развития на железнодорожных перевозок в ближайшие десятилетия.

Конструкция:

Тепловоз выполнен посредством соединения двух однокабинных секций, мощностью 3060 л.с. каждая. Секции соединены посредством автосцепного устройства СА-3. Предусмотрена возможность перехода внутри тепловоза при смене кабины управления, для этого торцевые стены оборудованы дверьми с переходными площадками, отделенными резиновыми гофрами. При производственной необходимости тепловоз может быть разъединен и каждая секция использована как отдельная единица тягового подвижного состава.

Крыша тепловоза сделана съемной из пяти частей, для удобного обслуживания внутреннего оборудования в процессе ремонтных операций, в связи с этим электропроводка выполнена разъемной. Глушитель выхлопных газов также расположился на одной из секций.

Тяговая установка 1А-9ДГ включает в себя дизель 1А-5Д46 и генератор ГС-501А. Управление дизелем осуществлено электрическим дистанционным способом. Для запуска дизеля установлен СТГ-5, позволяющий после успешного запуска двигателя выполнять функции генератора, вырабатывая 110 вольт. Конструкционная скорость тепловоза составляла 100 км/ч.

В процессе эксплуатации тепловоз 2ТЭ116 обрел несколько неформальных прозвищ. Из-за своеобразной формы крыши «Горбатый», за нестандартное подкабинное расположение прожектора – «Фантомас»,  а за свист турбокомпрессора – «Боинг».

Модификации:

В процессе изготовления локомотива были выпущены различные модификации и исполнения:

2ТЭ116Г – опытный трех секционный тепловоз с газодизельным генератором, работающем на сжиженном природном газе. Две секции тепловоза дизельные, а одна криогенная с газификатором. Выполнен в единичном экземпляре в 1987 году.

2ТЭ116М – тепловоз оборудовался реостатным тормозом, имеющим возможность автоматического регулирования скорости движения состава на спуске. В более позднее время данной системой будут укомплектованы все серийно выпускаемые 2ТЭ116 и 2ТЭ116У.

2ТЭ116А – максимально унифицирован с «восьмитысячником» 2ТЭ121, является прообразом 4ТЭ130. Рама кузова спроектирована как трубопровод для воздуха, охлаждающего электродвигатели. Всего начиная с 1981 года выпущено 4 машины.

2ТЭ116УП – грузопассажирская версия с увеличенной до 3600 л.с. мощность дизельной установки, также установлен электропневматический тормоз и предусмотрена возможность подключения электрического отопления вагонов. Увеличена конструкционная скорость движения до 120 км/ч. Тепловоз выполнен в единственном экземпляре в 1995 году. В 2001 данный тепловоз был выкуплен фирмой «ЛинкОйл» и перепрофилирован в грузовой локомотив.

2ТЭ116У – «усовершенствованный». Тепловоз оборудован Коломенским дизель-генератором 18-9ДГ с мощностью 3604 л.с. Самая массовая модификация, изготовленная для нужд РЖД, с усовершенствованной эргономической кабиной оборудованной системой кондиционирования воздуха и микропроцессорной системой МСУ-ТП. Построено 340 единиц техники, начиная с 2007 года.

2ТЭ116УМ – экспортная версия для железных дорог Монголии, с усовершенствованной системой очистки воздуха, предназначен для работы в условиях сильной запыленности окружающего воздуха, а также при низком атмосферном давлении в высокогорье. С 2010 по 2014 года изготовлено 35 тепловозов.

2ТЭ116УК – версия без установки МСУ-ТП, изготовлено по заказу «ПромТрансМенеджмент» в количестве двух единиц.

2ТЭ116УД – на тепловоз установлен дизель компании «Дженерал электрик». В период с 2012 по 2015 года выпущено 63 машины, в том числе 4 для Монголии.

2ТЭ116УР – локомотив оборудован дизелем компании MTU. Построен в 2014 году в единственном экземпляре.

Всего с начала выпуска тепловозов 2ТЭ116 в 1971 году по настоящее время на Луганском заводе изготовлено 2176 поездных единиц различных модификаций. При прохождении капитального ремонта на Воронежском тепловозостроительном заводе, тепловозы получали аббревиатуру 2ТЭ116К. На этом же заводе после ряда больших модернизаций изготовлен тепловоз 2ТЭ116КМ, на разработках которого впоследствии выпущен 2ТЭ25К.

На базе тепловоза 2ТЭ116 были изготовлены дизель-поезда ДТ116, состоящий из включенных между секций тепловоза прицепных вагонов электропоезда ЭР9П(К). В 2000-х годах для удешевления производства, спроектирована партия промежуточных и головных вагонов в виде секции 2ТЭ116. Поезда использующие одну секцию получили обозначение ДПЛ2, при формировании с применением двух секций ДТЛ2.

Тепловоз 2ТЭ116 а также его последующие модификации применялись в широком спектре грузоперевозок на железных дорогах России, Украины, Белоруссии, Монголии, Латвии и Эстонии.

Материалы по тепловозу 2ТЭ116:

Руководство по эксплуатации 2ТЭ116У.

Книга тепловоз 2ТЭ116 Москва «Транспорт» 1996г (1-е, 2-е, 3-е издание).

Электрические схемы тепловоза 2ТЭ116.

Описание работы электрической схемы.

Руководство по эксплуатации ЭРЧМ30Т3.00.000-6 РЭ

Правила среднего и капитального ремонта 2ТЭ116.00.00.000 РС.РК

Рекомендации для локомотивных бригад тепловоза 2ТЭ116.

Руководство по эксплуатации МСУ-ТП.

 

 

 

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: