11 марта 4:14
Автор: admin Рубрика: Тепловозы Комментариев нет

Узкоколейные тепловозы

Тепловоз ТУ2

На Российской железной дороге в массовом использовании находятся тепловозы с шириной колеи в 1520 мм. Но есть и другие устройства, работающие при иной ширины колеи: 1000 и 750 мм. Эксплуатация таких тепловозов ведется на шахтах и карьерах, в специализированных работах. Многие из них не выпускаются в производство почти век, но стали достоянием РЖД и размещены в профессиональных музеях.

 

В 50-е годы прошлого века, на смену паровозам пришли первые тепловозы. В то время не было унифицированной ширины колеи, и на разных участках железной дороги, прокладывались разные пути. Это затрудняло использование определенной модели по всему участку РЖД. Постепенно, тепловозостроение выходило на новый уровень, совершенствуя все детали тепловоза. Это, в первую очередь касается типа передачи. Эволюцию тепловозы прошли от электрической до гидромеханической передачи.

Первый магистральный тепловоз ТУ1 с шириной колеи 750 мм не вошел в эксплуатацию из-за технического несоответствия.

Его модификация ТУ2 производился с 1955 по 1958 годы. Всего было выпущено 300 единиц устройства. Предназначенный для грузо – пассажирских перевозок, тепловоз обладал осевой формулой четырех осей. ДГУ на ТУ2 – отличительная часть тепловоза от его предшественника. С двух сторон, тепловоз обладал кабинами машиниста, все основные устройства находились посередине локомотива. Развивал скорость в 50 км/ч. На конец 50-х годов, ТУ2 являлся самым передовым устройством в тепловозостроении.

Еще один тепловоз с электрической передачей – ТУ3 был крайне тяжелым, импортировался из Чехословакии и популярность так и не обрел. Технические характеристики ТУ3 не отличались от ТУ2, но из-за большого веса был не удобен в эксплуатации и ремонте. На дизеле установлено водяное охлаждение. Дизель самовоспламеняющийся, 1Д12. Тепловоз обладал 300 лошадиными силами. Для современного тепловозостроения стандартной ширины колеи, это малый показатель, но для 50-х годов – один из передовых. Главный генератор функционировал на постоянном токе. Принудительная вентиляция в двигателе. Аккумулятор представлял собой пять батарей, соединенных между собой.

Ему на смену пришли тепловозы с гидромеханической передачей – ТУ4, ТУ5 и ТУ5Э. Последний поставлялся во Вьетнам и работал на колее шириной 1000 мм.

Тепловоз Ту4

 

ТУ6 был выпущен только опытными экземплярами, в широкое производство запущен не был. ТУ6М,ТУ6А, ТУ6Д и другие модификации успешно эксплуатировались на железной дороге до начала 90-х годов.

ТУ7 и ТУ7А с гидравлической передачей строились для колеи 750, 1056 и 1435 мм. Выпускаются по настоящее время для работы на специфических участках и в карьерах. Нагрузка на ось составляла 6 тонн. Сам по себе, такой показатель слишком мал, но для узкой колеи – это большая тяжесть. В ходе модернизации, уменьшили топливные запасы и были облегчены некоторые детали. Модель ТУ7А с гидромеханической передачей начали выпускать только в 2008 году. Благодаря двенадцатицилиндровому двигателю, тепловоз выносливо служит на сложных маневрах, прост в эксплуатации и не требует частого ремонта. Автоматика в системе торможения позволяет тормозить составом на коротком тормозном пути.

ТУ7Р был создан с целью очистки снега. Гидропередачи на устройстве не было, как и осевых редукторов.

Многие модификации ТУ7 были изготовлены с целью экспорта в другие страны и на РЖД не использовались.

Одновременно с ТУ7, выпускался и ТУ8 с его модификациями. Тепловоз предназначен для работы на колее в 750, 1067 и 1524 мм. ТУ8Э – для колеи в 1000 мм. Особенности строения позволяли укрепить все устройства на узком маневренном тепловозе, не предназначенном для работы с большими грузами.

тепловоз ТУ7

ТУ9 всего 4 единицами эксплуатируется в Армении.

ТУ10 – самый современный тепловоз, построенный для колеи в 750 мм с гидромеханической передачей строится с 2010 года. Построено 30 единиц устройства. Тепловоз предназначен только для пассажирских перевозок и развивает скорость в 50 км/ч. Предназначен для детских железных дорог РЖД. Общий вес локомотива – 20 тонн, длина 11 000 мм. Тепловоз не совершенен в тормозной системе, но для детских дорог он вполне подходит. Благодаря энергосберегающим технологиям, ТУ10 исправно служит для детей, проходящих обучение линии РЖД на многих участках.

Материалы по узкоколейным тепловозам:

Руководство по эксплуатации дизели Д12

Устранение неисправностей тепловоза ТУ2

Книга узкоколейные тепловозы ТУ6, ТУ7 Москва «Транспорт» 1976

Книга узкоколейный тепловоз ТУ2 Москва 1958г

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: