31 октрября 10:02
Автор: admin Рубрика: Тепловозы Комментариев нет

Тепловоз ТЭМ2

Тепловоз ТЭМ2

ТЭМ2 – промышленный и маневровый тепловоз, производимый Брянским машиностроительным заводом и Ворошиловградским тепловозостроительным заводом с 1960 по 2000 годы. Является одним из самых массовых маневровых тепловозом на постсоветском пространстве. Всего было построено 6225 экземпляров.

Технические характеристики

  • Вид службы: промышленный, маневровый
  • Мощность двигателя: 1200 л.с.
  • Тип двигателя: шестицилиндровый четырехтактный
  • Конструкционная скорость: 100 км/ч
  • Осевая формула: 3О-3О
  • Ширина колеи: 1435 мм, 1520 мм
  • Количество тележек: 2
  • Служебная масса: 120 т
  • Минимальный радиус кривых: 80 м
  • Диаметр колесных пар: 1050 мм
  • Высота: 5010 мм
  • Длина: 16970 мм
  • Ширина: 3080 мм
  • Запас топлива: 5440 л
  • Запас воды: 950 л
  • Запас песка: 2000 кг
  • Запас масла: 430 кг

История создания

Брянский машиностроительный завод в 1959 году создал проект усиленной версии маневрового тепловоза ТЭМ1. Для него на Пензенском дизельном заводе был разработан дизель на основе двигателя 2Д50, который получил название ПД1.

В 1960-м году были собраны первые два экземпляра усиленных ТЭМ1, а в 1961-м построен третий. Тепловоз получил название ТЭМ2.

ТЭМ2 широко эксплуатируется на сети железных дорог стран ряда стран СНГ и Евросоюза (Польша, Латвия, Эстония, Литва).

Количество песка, дизельного топлива, воды и масла, которым снабжается тепловоз, позволяет эксплуатировать его на маневровой работе в автономном режиме до 10 суток. К достоинствам ТЭМ2 можно отнести его способность проходить кривые радиусом до 80 метров, а также возможность работы по системе двух единиц с управлением с одного пульта.

ТЭМ2 имеет незначительные отличия от ТЭМ1: для лучшего обзора убран наклон боковых стенок кабины машиниста, установлен другой генератор и дизель.

Первыми депо, получившими ТЭМ2 в постоянную эксплуатацию, стали депо имени Ильича и Лихоборы.

Основные конструктивные изменения, вносимые в период производства ТЭМ2:

  • начиная с номера 0004 ТЭМ2 снабжался контроллером машиниста с 8-ю позициями, также незначительно изменена конструкция тяговых электродвигателей;
  • с 0016 внесены значительные изменения в конструкцию тележек, произведена замена тяговых электродвигателей;
  • с 0017 установлены автоматы вместо плавких предохранителей в цепях управления и освещения. Для подключения силовых цепей при проведении испытаний установлены специальные шины;
  • с 028 передаточное число редуктора изменено на более рациональное – с 75:17 (передаточное число 4,41) на 68:15 (передаточное число 4,53). Это позволило устанавливать зубчатые колеса с грузового тепловоза 2ТЭ10Л;
  • С 053 началась установка специальных розеток для постановки тепловоза в депо от источника тока;
  • с 1968 года на ТЭМ2 устанавливается двигатель ПД-1М (Пензенский дизель, 1-й вариант, модернизированный);
  • с 250-го номера высоковольтную камеру начали приваривать к раме тепловоза. Раньше она крепилась болтовыми соединениями;
  • с 300 тепловоз стал оснащаться системой автоматического пуска дизельной установки;
  • с 500-го номера ТЭМ2 стали оснащать автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного действия (АЛСН);
  • с 526 на тепловоз начали устанавливать буферные фонари с красными фильтрами;
  • с 763 ТЭМ2 приспособлен для работы по системе многих единиц с управление из одной кабины;
  • С 943 количество радиаторных секций для охлаждения воды сокращено с 16 до 12 секций;
  • 1145 и далее – устанавливается оборудование, обеспечивающее управление локомотивом одним машинистом.

С 1963 по 1965 годы Брянский машиностроительный завод собирал ТЭМ2 небольшими партиями, а начиная с 1967 завод начал серийную сборку тепловозов. Одновременно с БМЗ ТЭМ2 собирался на Ворошиловском тепловозостроительном заводе.

Первый тепловоз серии ТЭМ2 получил государственный Знак качества в 1970-м году, это был тепловоз под номером 580.

Начиная с 1982 года на тепловоз начали устанавливать кузов от ТЭМ2У, первым таким экземпляром стал ТЭМ2-7244.

Производство тепловоза было завершено в 2000-м году, последним из серии стал ТЭМ2-7870.

ТЭМ2 стал одним из самых массовых маневровых и промышленных тепловозов на территории стран СНГ, разделяя эту нишу с чехословацким ЧМЭ3. Но поставки ТЭМ2 производились и в другие страны: на Кубу, в Польшу и Монголию. В Польше тепловоз получил название SM48.

Модификации

ТЭМ2А

Подверглась модернизации экипажная часть тепловоза, благодаря чему он способен работать как на колее 1520 мм, так и на 1435 мм, причем в замене тележек нет необходимости.

Выпускался с 1969 по 1975 годы.

ТЭМ2М

В 1974 году был собран опытный экземпляр тепловоза ТЭМ2М-001. Вместо двигателя ПД-1М установили дизель производства Коломенского тепловозостроительного завода 6Д49. Были внесены некоторые конструкционные изменения, что было обусловлено установкой другого двигателя.

С 1984 года ТЭМ2М начали собирать небольшими партиями для сбора данных, показываемых в процессе эксплуатации. Всего было построено 287 экземпляров ТЭМ2М, все они предназначались для работы на промышленных объектах.

Выпускался с 1969 по 1975 годы.

ТЭМ2Т

Индекс «Т» означал, что данная модификация тепловоза позволяет эксплуатировать его в условиях тропического климата.

ТЭМ2У

ТЭМ2У-001 в качестве опытного экземпляра был построен на Брянском машиностроительном заводе в 1974 году. Помимо изменений в форме кузова и кабины машиниста, тепловоз получил систему глушения шума, новый пульт, улучшена теплоизоляция кабины. Установлено оборудование, обеспечивающее электрический подогрев воды дизеля.

Улучшена конструкция рессорного подвешивания, внесены изменения в конструкцию дизель-генераторной установки.

Серийное производство ТЭМ2У началось с 1984 года.

ТЭМ2УС

В 1976 году были произведены испытания тепловоза ТЭМ2-1983. Особенностью этого тепловоза были электромагнитные устройства, установленные на одной из его тележек. Магнитный поток, проходящий от тележки через колеса и рельсы, прижимал колеса к рельсам, за счет чего достигалось улучшенное сцепление бандажей с головкой рельса.

В 1978 Брянский машиностроительный завод выполнил заказ МПС по постройке опытного образца ТЭМ2 с системой усиленного сцепления с рельсами. Тепловоз получил обозначение ТЭМ2УС-0001 и активно испытывался ВНИТИ, однако от дальнейшего производства было решено отказаться.

ТЭМ2Т

ТЭМ2Т является опытным тепловозом и был собран на БМЗ в количестве двух экземпляров. Создавался для изучения целесообразности оборудования ТЭМ2 электрическим тормозом. Для этого были установлены тормозные реостаты и другое оборудования для реостатного торможения.

ТЭМ2УМ

Тепловоз ТЭМ2УМ

Выпуск ТЭМ2УМ начался в 1988 году параллельно с ТЭМ2У.

Первый экземпляр тепловоза оснащался дизель-генераторной установкой 1ПГД-4 мощностью 1400 л.с.

5 тепловозов ТЭМ2УМ оснащались электродинамическим тормозом, они обозначались как ТЭМ2УМТ.

Всего за 12 лет производства было построено 1084 экземпляра ТЭМ2УМ, которые были переданы и МПС, и промышленным предприятиям.

ТЭМ2Э

Экспортная модификация тепловоза ТЭМ2 для Кубы, Польши, Монголии.

ТЭМ2МК

Данная модификация модернизированного тепловоза с дизелем General Electric предназначена для эксплуатации на Якутской и Норильской железных дорогах.

Документация по тепловозу ТЭМ-2:

Руководство по эксплуатации и обслуживанию тепловоза ТЭМ2.

Электрические схемы тепловоза ТЭМ1 и ТЭМ2.

Электрическая схема тепловоза ТЭМ2к.

Электрическая схема тепловоза ТЭМ2У.

Руководство по эксплуатации и обслуживанию ТЭМ2У.

Пневматическая схема тепловоза ТЭМ2.

Инструкция по применению комплекса реостатных испытаний тепловозов КИПАРИС.

Тепловоз ТЭМ2 конструкция и ремонт. иллюстрированное пособие.

Материалы по дизель — генератору 1ПДГ1М, 1ПДГ4А.

Описание работы тепловоза ТЭМ2УМ.

Каталог деталей подлежащих неразрушающему контролю Р1634.

Комментариев нет

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: