Электровоз ВЛ8
В послевоенный период, в связи с увеличением объема железнодорожных перевозок по сети дорог СССР, стояла необходимость в создании нового перспективного мощного электровоза. Разработка данного локомотива под номенклатурой H8 проводилась в 1952 году на Новочеркасском электровозостроительном заводе, где весной 1953 года был произведен опытный образец, имеющий маркировку H8-001. Цифра 8 в названии соответствовала количеству осей локомотива.
На локомотиве устанавливались тележки литой системы, схожей компоновки с тележками американских тепловозов Db. Буксовые узлы выполнены на сферических роликовых подшипниках, в дальнейшем заменены на цилиндрические подшипники.
Проектирование электровоза ВЛ8
При проектировании кузова выбрана сферическая форма лобовой проекции, исключены переходные площадки с торцов. Доступ к органам управления и в кабину осуществлен с распашных дверей, находящихся по боковым сторонам секции. Для электровоза сконструированы новейшие двигатели НБ406А с ненасыщенной магнитной системой, дававшей возможность двигателю выходить на максимальные показатели тяговых характеристик в большем диапазоне частот. Локомотив формировался из двух сцепленных секций, по 2 тележки и 4 оси каждая. Кузова изготавливали из углеродистой стали, имелась несущая хребтовая балка. Вес каждой составлял 90 тонн. Каждая секция устанавливалась на тележки через опоры. На электровозе устанавливался двухполозный пантограф П-З спроектированный на долговременный ток.
В процессе производства опытного образца, выявлено увеличение осевой нагрузки от проектной на 1,4тс, 23.9тс против 22,5тс соответственно. Экспериментальные испытания проводили на Южно-Уральской дороге на перегоне Кропачёво — Челябинск в 1953-1954гг. Зафиксированные результаты значительно превосходили показатели выпускавшегося на данном заводе ВЛ22м. Опытные образцы изготавливались вплоть до начала 1956 года. В серийный выпуск электровоз H8 запустили в 1956 году. Для наращивания выпуска и перераспределения производственных мощностей организовали сборку локомотивов на Тбилисском электровозостроительном заводе, где серийно производство машин было начато в 1958 году, под номенклатурой «Т».
Серийные электровозы имели незначительное отличие от опытных образцов. На первых локомотивах устанавливались двигатели с системой смазки подшипников на польстерах. В дальнейшем, начиная с Н8-101, производили установку двигателей с фиксированным уровнем смазочной жидкости. Производство цельнометаллических корпусов секций и литых тележек с июля 1957 года было организованно на Луганском тепловозостроительном заводе.
При проектировании магистрального электровоза заложили скорость в 90 км/ч, однако по результатам испытаний на Закавказском полигоне ВНИИЖТом, максимальную скорость понизили до 80 км/ч. После бунта работников на НЭВЗ, согласно директивы заместителя министра путей сообщения было заменено определение серий «H» и «T» на ВЛ «Владимир Ленин» в 1963 году. Изготовление локомотивов под этой номенклатурой производилось вплоть до 1967 года, всего за одиннадцать лет было собрано 1723 машины. НЭВЗ выпустил 430 экземпляров, номера с 001 по 200 и с 1201 по 1431, ТЭВЗ – 1293 с 201 до 1200 и с 4132 по 1723. ВЛ8 держал первенство по тяговым характеристикам среди всех выпускаемых электровозов, до появления локомотивов ВЛ10 и ВЛ80 в 1961 году.
Модификации ВЛ8
В процессе эксплуатации локомотивов, по сети дорог предпринимались разные попытки изменения характеристик рессорных элементов, для улучшения ходовых характеристик машины. В 1973 году удалось достичь действенного эффекта в Научно-исследовательском тепловозном институте, установив витые пружинные элементы между балансиром и корпусом тележки, повысив тем максимальную скорость до 100 км/ч. В последующем данная реконструкция послужила основой для запуска работ по усовершенствованию систем рессорного подвешивания ходовых частей ВЛ8. Также с 1976 по 1983 производилась установка возвращающих устройств, данные локомотивы имели индекс ВЛ8м.
Для использования в пассажирских перевозках, локомотивы дополнительно оборудовали устройствами для управления электро — пневматическим тормозом, а также системой электроснабжения пассажирских вагонов. На перегонах с тяжёлым профилем и затяжными подъемами практиковалось движение парной тягой из 2 локомотивов ВЛ8. Для этих операций электровозы оснащались розетками меж/электровозных соединений на торцевой стенке.
Локомотивы ВЛ8 активно эксплуатировались на всех основных участках железных дорог МПС СССР. Отработав свой срок службы, а также ввиду производства современных и более производительных электровозов, большинство машин списали в утиль в 80-90-х годах двадцатого века. Последние ВЛ8 были списаны в начале 2000-х годов из локомотивного депо Кавказская и Туапсе Северо-Кавказской железной дороги. В некоторых странах бывшего СССР эксплуатация электровозов ВЛ8 в перевозочных процессах происходит и по сегодняшний день.
Добавить комментарий