Тепловоз ТЭМ2
ТЭМ2 – промышленный и маневровый тепловоз, производимый Брянским машиностроительным заводом и Ворошиловградским тепловозостроительным заводом с 1960 по 2000 годы. Является одним из самых массовых маневровых тепловозом на постсоветском пространстве. Всего было построено 6225 экземпляров.
Технические характеристики
- Вид службы: промышленный, маневровый
- Мощность двигателя: 1200 л.с.
- Тип двигателя: шестицилиндровый четырехтактный
- Конструкционная скорость: 100 км/ч
- Осевая формула: 3О-3О
- Ширина колеи: 1435 мм, 1520 мм
- Количество тележек: 2
- Служебная масса: 120 т
- Минимальный радиус кривых: 80 м
- Диаметр колесных пар: 1050 мм
- Высота: 5010 мм
- Длина: 16970 мм
- Ширина: 3080 мм
- Запас топлива: 5440 л
- Запас воды: 950 л
- Запас песка: 2000 кг
- Запас масла: 430 кг
История создания
Брянский машиностроительный завод в 1959 году создал проект усиленной версии маневрового тепловоза ТЭМ1. Для него на Пензенском дизельном заводе был разработан дизель на основе двигателя 2Д50, который получил название ПД1.
В 1960-м году были собраны первые два экземпляра усиленных ТЭМ1, а в 1961-м построен третий. Тепловоз получил название ТЭМ2.
ТЭМ2 широко эксплуатируется на сети железных дорог стран ряда стран СНГ и Евросоюза (Польша, Латвия, Эстония, Литва).
Количество песка, дизельного топлива, воды и масла, которым снабжается тепловоз, позволяет эксплуатировать его на маневровой работе в автономном режиме до 10 суток. К достоинствам ТЭМ2 можно отнести его способность проходить кривые радиусом до 80 метров, а также возможность работы по системе двух единиц с управлением с одного пульта.
ТЭМ2 имеет незначительные отличия от ТЭМ1: для лучшего обзора убран наклон боковых стенок кабины машиниста, установлен другой генератор и дизель.
Первыми депо, получившими ТЭМ2 в постоянную эксплуатацию, стали депо имени Ильича и Лихоборы.
Основные конструктивные изменения, вносимые в период производства ТЭМ2:
- начиная с номера 0004 ТЭМ2 снабжался контроллером машиниста с 8-ю позициями, также незначительно изменена конструкция тяговых электродвигателей;
- с 0016 внесены значительные изменения в конструкцию тележек, произведена замена тяговых электродвигателей;
- с 0017 установлены автоматы вместо плавких предохранителей в цепях управления и освещения. Для подключения силовых цепей при проведении испытаний установлены специальные шины;
- с 028 передаточное число редуктора изменено на более рациональное – с 75:17 (передаточное число 4,41) на 68:15 (передаточное число 4,53). Это позволило устанавливать зубчатые колеса с грузового тепловоза 2ТЭ10Л;
- С 053 началась установка специальных розеток для постановки тепловоза в депо от источника тока;
- с 1968 года на ТЭМ2 устанавливается двигатель ПД-1М (Пензенский дизель, 1-й вариант, модернизированный);
- с 250-го номера высоковольтную камеру начали приваривать к раме тепловоза. Раньше она крепилась болтовыми соединениями;
- с 300 тепловоз стал оснащаться системой автоматического пуска дизельной установки;
- с 500-го номера ТЭМ2 стали оснащать автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного действия (АЛСН);
- с 526 на тепловоз начали устанавливать буферные фонари с красными фильтрами;
- с 763 ТЭМ2 приспособлен для работы по системе многих единиц с управление из одной кабины;
- С 943 количество радиаторных секций для охлаждения воды сокращено с 16 до 12 секций;
- 1145 и далее – устанавливается оборудование, обеспечивающее управление локомотивом одним машинистом.
С 1963 по 1965 годы Брянский машиностроительный завод собирал ТЭМ2 небольшими партиями, а начиная с 1967 завод начал серийную сборку тепловозов. Одновременно с БМЗ ТЭМ2 собирался на Ворошиловском тепловозостроительном заводе.
Первый тепловоз серии ТЭМ2 получил государственный Знак качества в 1970-м году, это был тепловоз под номером 580.
Начиная с 1982 года на тепловоз начали устанавливать кузов от ТЭМ2У, первым таким экземпляром стал ТЭМ2-7244.
Производство тепловоза было завершено в 2000-м году, последним из серии стал ТЭМ2-7870.
ТЭМ2 стал одним из самых массовых маневровых и промышленных тепловозов на территории стран СНГ, разделяя эту нишу с чехословацким ЧМЭ3. Но поставки ТЭМ2 производились и в другие страны: на Кубу, в Польшу и Монголию. В Польше тепловоз получил название SM48.
Модификации
ТЭМ2А
Подверглась модернизации экипажная часть тепловоза, благодаря чему он способен работать как на колее 1520 мм, так и на 1435 мм, причем в замене тележек нет необходимости.
Выпускался с 1969 по 1975 годы.
ТЭМ2М
В 1974 году был собран опытный экземпляр тепловоза ТЭМ2М-001. Вместо двигателя ПД-1М установили дизель производства Коломенского тепловозостроительного завода 6Д49. Были внесены некоторые конструкционные изменения, что было обусловлено установкой другого двигателя.
С 1984 года ТЭМ2М начали собирать небольшими партиями для сбора данных, показываемых в процессе эксплуатации. Всего было построено 287 экземпляров ТЭМ2М, все они предназначались для работы на промышленных объектах.
Выпускался с 1969 по 1975 годы.
ТЭМ2Т
Индекс «Т» означал, что данная модификация тепловоза позволяет эксплуатировать его в условиях тропического климата.
ТЭМ2У
ТЭМ2У-001 в качестве опытного экземпляра был построен на Брянском машиностроительном заводе в 1974 году. Помимо изменений в форме кузова и кабины машиниста, тепловоз получил систему глушения шума, новый пульт, улучшена теплоизоляция кабины. Установлено оборудование, обеспечивающее электрический подогрев воды дизеля.
Улучшена конструкция рессорного подвешивания, внесены изменения в конструкцию дизель-генераторной установки.
Серийное производство ТЭМ2У началось с 1984 года.
ТЭМ2УС
В 1976 году были произведены испытания тепловоза ТЭМ2-1983. Особенностью этого тепловоза были электромагнитные устройства, установленные на одной из его тележек. Магнитный поток, проходящий от тележки через колеса и рельсы, прижимал колеса к рельсам, за счет чего достигалось улучшенное сцепление бандажей с головкой рельса.
В 1978 Брянский машиностроительный завод выполнил заказ МПС по постройке опытного образца ТЭМ2 с системой усиленного сцепления с рельсами. Тепловоз получил обозначение ТЭМ2УС-0001 и активно испытывался ВНИТИ, однако от дальнейшего производства было решено отказаться.
ТЭМ2Т
ТЭМ2Т является опытным тепловозом и был собран на БМЗ в количестве двух экземпляров. Создавался для изучения целесообразности оборудования ТЭМ2 электрическим тормозом. Для этого были установлены тормозные реостаты и другое оборудования для реостатного торможения.
ТЭМ2УМ
Выпуск ТЭМ2УМ начался в 1988 году параллельно с ТЭМ2У.
Первый экземпляр тепловоза оснащался дизель-генераторной установкой 1ПГД-4 мощностью 1400 л.с.
5 тепловозов ТЭМ2УМ оснащались электродинамическим тормозом, они обозначались как ТЭМ2УМТ.
Всего за 12 лет производства было построено 1084 экземпляра ТЭМ2УМ, которые были переданы и МПС, и промышленным предприятиям.
ТЭМ2Э
Экспортная модификация тепловоза ТЭМ2 для Кубы, Польши, Монголии.
ТЭМ2МК
Данная модификация модернизированного тепловоза с дизелем General Electric предназначена для эксплуатации на Якутской и Норильской железных дорогах.
Документация по тепловозу ТЭМ-2:
Руководство по эксплуатации и обслуживанию тепловоза ТЭМ2.
Электрические схемы тепловоза ТЭМ1 и ТЭМ2.
Электрическая схема тепловоза ТЭМ2к.
Электрическая схема тепловоза ТЭМ2У.
Руководство по эксплуатации и обслуживанию ТЭМ2У.
Пневматическая схема тепловоза ТЭМ2.
Инструкция по применению комплекса реостатных испытаний тепловозов КИПАРИС.
Тепловоз ТЭМ2 конструкция и ремонт. иллюстрированное пособие.
Материалы по дизель — генератору 1ПДГ1М, 1ПДГ4А.
Добавить комментарий