21 ноября 11:38
Автор: admin Рубрика: Тепловозы Комментариев нет

Тепловоз 2ТЭ116

Тепловоз 2ТЭ116

2ТЭ116 – грузовой магистральный тепловоз с электрической передачей, выпускавшийся на территории Украинской ССР (с 1991 года – в Украине).

Является одним из самых массовых двухсекционных грузовых тепловозов на всей территории постсоветского пространства.

Выпускался Луганским тепловозостроительным заводом.

У железнодорожников получил несколько прозвищ: «Фантомас», «Боинг». За характерную форму крыши часто называют «Горбатый».

Всего выпущено 2176 тепловозов.

Технические характеристики

  • Род службы: грузовой (при модернизации — пассажирский)
  • Осевая формула: 2⋅(30−30)
  • Конструкционная скорость: 100 км/ч
  • Мощность дизеля: 2х3060 л.с.
  • Передача: электрическая переменно-постоянного тока
  • Ширина колеи: 1520 мм
  • Диаметр колес: 1050 мм
  • Минимальный радиус кривых: 125 м
  • Длина секции: 18150 мм
  • Ширина: 3080 мм
  • Запасы на секцию:

— песок: 1000 кг

— вода: 1250 кг

— масло: 1000 кг

— топливо: 7000 кг.

История

Особенности развития народного хозяйства СССР в 70-х и 80-х годах требовали от тепловозостроительной отрасли освоения постройки двухсекционных локомотивов, мощностью до 8000 л.с. Эталоном для удовлетворения этих потребностей первоначально стал тепловоз 2ТЭ116, прототип которого был построен в 1971 году.

Двухсекционный магистральный тепловоз 2ТЭ116 мощностью 6120 л.с., предназначенный для выполнения грузовой работы на железных дорогах СССР, был построен Ворошиловградским тепловозостроительным заводом при непосредственном участии Коломенского тепловозостроительного завода, харьковской «Электромашины», завода транспортного машиностроения имени Малышева, завода «Электротяжмаш». Принимали участие также отраслевые тепловозостроительные институты и Институт Министерства путей сообщения.

Базовая версия тепловоза 2ТЭ116 выпускалась с 1971 по 2007 годы, за это время было построено 1745 экземпляров. Наибольшее количество тепловозов было собрано в 80-х годах. После развала СССР количество производимых тепловозов резко снизилось (в отдельные годы, например, в 1995, был построен всего один тепловоз), однако в 2004 объем производства вырос, продержавшись до 2007 года.

С 2007 года Луганский тепловозостроительный завод начал производство усовершенствованной версии – 2ТЭ116У.

Модификации 2ТЭ116

  • 2ТЭ116Г – трехсекционный тепловоз на газовом топливе. Построен в 1988 году. Две секции являются обычными дизельными, третья секция – криогенная с газификатором. На тепловозе установлен газодизель-генератор 1ГДГ, оснащенный специальной электронной системой регулирования, контроля и защитой дизеля. Помимо этого, на 2ТЭ116Г установлены дополнительные системы подачи газа и воды, управления газовым оборудованием, вентиляции газового отсека. Предусмотрена дистанционная отцепка газовой секции от дизельных.
  • 2ТЭ116М – в этой модификации на тепловоз была установлена реостатная система торможения. Отличительной особенностью электрической схемы данного тепловоза было сохранение питания трехфазных асинхронных двигателей тяговым генератором даже во время реостатного торможения. Кроме этого, 2ТЭ116М оснащен системой САРТ (система автоматического регулирования торможения), которая позволяла поддерживать заданную скорость на затяжных спусках. Впоследствии данная система реостатного торможения штатно устанавливалась на серийные модификации 2ТЭ116 и 2ТЭ116У.
  • 2ТЭ116А – прототип тепловоза 4ТЭ130. Создавался с целью максимально возможной унификацией с 2ТЭ121, который строился в 80-х годах.
  • 2ТЭ116УП – тепловоз существует в единственном экземпляре, построенном в 1996 году. Создавался как грузопассажирская модификация 2ТЭ116. Оборудован системой реостатного тормоза, электрическим отоплением состава. Мощность дизеля увеличена до 3600 л.с. Тяговый аппарат состоит из установленных в одном корпусе тягового генератора и двух вспомогательных синхронных генераторов. Электроснабжение поезда напряжением 3000 В осуществляется от вспомогательного генератора через выпрямитель. Конструкционная скорость тепловоза – 120 км/ч.
  • 2ТЭ116У – усовершенствованная модификация тепловоза, предназначенная для Российских железных дорог. Оборудован микропроцессорной системой управления и диагностики МСУ-ТП, реостатным тормозом, дизелем с увеличенной до 3600 л.с. мощностью, новой кабиной с установкой кондиционирования воздуха.
  • 3ТЭ116У – вариант исполнения тепловоза из трех секций. Одна секция имеет кабину управления, выполненную в упрощенном варианте, а также межсекционный переход.
  • 2ТЭ116УМ – модификация для железных дорог Монголии. Оборудован улучшенной системой очистки наддувочного воздуха, увеличена мощность дизелей. Данная модификация тепловоза имеет отдельную нумерацию, которая начинается с 001. Общее количество построенных тепловозов данной модификации – 31 экземпляр.
  • 2ТЭ116УК – собирался специально для казахской транспортной компании «ПромТрансМенеджмент». Не имеет микропроцессорной системы управления, отсутствуют кондиционеры. Мощность дизелей – 3060 л.с.
  • 2ТЭ116УД – модификация с дизелем GEVO V12. Производителем двигателя является дочерняя компания General Electriс «GE Transportation». Мощность дизеля составляет 4215 кВт. Тяговый агрегат произведен украинским заводом «Электротяжмаш».
  • 2ТЭ116УР – на тепловоз данной модификации установлен дизель фирмы MTU.

Конструкция

Тепловоз 2ТЭ116 представляет из себя две однокабинные секции, соединенные между собой автосцепкой СА-3. При необходимость каждая из секций может использоваться как самостоятельный тепловоз. В задней стенке каждой секции расположена дверь, за которой находится переходная площадка, закрытая суфле из резины. Двигатель, генератор и все оборудование находятся внутри кузова, который выполнен с несущей главной рамой.

Монтаж и демонтаж оборудования осуществляется через крышу, которая имеет 5 съемных секций. Тепловозы ранних выпусков на трех крышевых секциях имели специальные короба-воздухозаборники для очистки воздуха, который предназначался для охлаждения тяговых электродвигателей, выпрямительной установки и тягового генератора.

Очистители воздуха представляли собой вращающиеся сети, верхняя часть которых предназначена для очистки проходящего воздуха, а нижняя часть погружена в масляную ванну.

Благодаря применению разъемов в электрической проводке и уплотнительных поясов крыши имеется возможность быстро снять нужную крышевую секцию для демонтажа оборудования.

Глушитель также расположен на одной из секций крыши.

На тепловозе применена стандартная советская схема электрической передачи – переменно-постоянного тока. Синхронный генератор питает также асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором вентиляторов, охлаждающих оборудование.

2ТЭ116 оборудован стартер-генератором ПСГ. Для запуска двигателя ПСГ получает питание от аккумуляторных батарей и проворачивает коленчатый вал дизеля, выполняя роль стартера. После запуска двигателя ПСГ переходит в режим генератора, вырабатывая напряжение 110 В для питания цепей управления, освещения, а также заряжает аккумуляторные батареи.

Ремонтные заводы

В Украине обслуживанием 2ТЭ116 занимаются следующие ремонтные заводы: Изюмский тепловозоремонтный завод, Днепропетровский тепловозоремонтный завод, Полтавский тепловозоремонтный завод.

В России – Воронежский тепловозоремонтный завод.

В Латвии — Даугавпилсский локомотиворемонтный завод.

В Узбекистане — Ташкентский тепловозоремонтный завод.

Эксплуатация

2ТЭ116 эксплуатируется на железных дорогах следующих стран: Россия, Беларусь, Украина, Латвия, Эстония, Монголия.

Документация по тепловозу 2ТЭ116:

Руководство по эксплуатации 2ТЭ116У.

Книга тепловоз 2ТЭ116 Москва «Транспорт» 1996г (1-е, 2-е, 3-е издание).

Электрические схемы тепловоза 2ТЭ116.

Описание работы электрической схемы.

Руководство по эксплуатации ЭРЧМ30Т3.00.000-6 РЭ

Правила среднего и капитального ремонта 2ТЭ116.00.00.000 РС.РК

Рекомендации для локомотивных бригад тепловоза 2ТЭ116.

Руководство по эксплуатации МСУ-ТП.

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: